Йоу. На связи главред. Мы (я и Lambda Nitro, автор) возвращаемся с «Завтраком» — рубрикой про современные технологии. В этот раз поговорим про облачный гейминг — это когда тяжелые видеоигры запускаются на слабых компьютеры, или даже телефонах. Короче, непопулярная тема, которая может стать популярной завтра. Слово Nitro.
Облачный гейминг часто называют «будущим видеоигр» по вполне разумным причинам. Давайте разберемся, в чем его суть, и почему каждому диванному футурологу стоит держать руку на пульсе этой области.
В самом конце августа в сеть утекли данные о новой игровой приставке. Ее разрабатывают Logitech совместно с Tencent. С технической точки зрения, ничего особенного в ней нет: в патенте слабое железо, невзрачный корпус, и устаревшая версия Android.
Интересная же часть заключается в том, что эта консоль ориентирована на стриминг игр с облака. Судя по всему, этот кусок пластика будет вкладом Tencent в сферу облачного гейминга.
Tencent — одна из крупнейших китайских IT-компаний. Они приложили руки к куче игр и сервисов, имеют большие доли в западных компаниях, и в целом консолидируют вокруг себя рынок цифровых развлечений. Их движение на рынок стриминга игр вполне ожидаемо.
Чтобы отпраздновать слив, давайте обсудим этот феномен.
Как все ушло в облако?
Мы все знакомы с сервисами типа Netflix. Очередная серия Смешариков загружается с сервера, вы ее смотрите, балдеете, и ничего не храните на устройстве. Гигантские залежи сериалов и музыки канули в Лету. В светлом будущем 2022 года нужно всего лишь подключение к интернету. Свободное место теперь можно занять фотографиями кота, или вовсе сэкономить на объемном хранилище.
Облачный гейминг работает ровно по той же логике. Сервер стримит картинку и звук пользователю, а нажатия игрока посылаются обратно, и игра неплохо себе играется, почти не нагружая девайс игрока. В этой задумке нет ничего нового: облачные сервисы для игр с переменным успехом запускались аж с начала нулевых. В последние семь-восемь лет даже большие компании пытаются войти в этот рынок. Amazon Luna, Google Stadia или, допустим, Nvidia GeForce Now в определенный момент выросли как грибы после дождя.
Amazon Luna встраивается в экосистему Amazon. Через геймпад можно поговорить с Алексой.
Google Stadia изрядно нашумел несколько лет назад, но так толком и не вышел в свет из-за постоянных лагов.
GeForce Now работает на аудиторию хардкорных геймеров. Даже с телефона можно посмотреть на RTX-графику!
Ложка мёда
Плюсы такого подхода к играм очевидны. Если какая-нибудь новая ресурсоемкая игра не работает на вашем офисном ноутбуке, ее всегда можно стримить. Не требуется ни дорогущая видеокарта, ни гигантский жесткий диск. Можно даже играть в компьютерные игры со смартфона, если подключить к нему геймпад. Это открывает множество дверей, которые до этого были закрыты. Теперь не нужно покупать дорогой игровой компьютер или новый PlayStation. Теоретически, в любые игры с любых платформ можно играть с бюджетной рабочей лошадки или даже с мобилы в электричке.
Бочка дёгтя
Минусы у стриминга игр с сервера тоже имеются. Требования к скорости и стабильности интернета у таких сервисов огромные. Данные передаются туда-сюда от игрока к серверу, что даже с самым быстрым подключением занимает десятки или сотни миллисекунд. В играх, где важен каждый кадр, это создает большие проблемы. Владельцы таких платформ специально разрабатывают ИИ, который предсказывает действия игроков, чтобы задержка не ощущалась так остро.
Бизнес-модели подобных сервисов тоже вызывают вопросы. Чем больше огромных корпораций замешано в поставке игр на облачную платформу, тем больше шансов у игры затеряться в бюрократическом аду. «Любые игры с любых платформ» — это крайне оптимистичный прогноз. Вероятнее всего, конкуренция полдесятка стриминговых сервисов превратится в заключение эксклюзивных контрактов, как это случилось со стримингом сериалов.
Никогда себя не спрашивали, к примеру, почему нельзя Игру Престолов посмотреть на Netflix?
Примерно так же это будет работать и с облачными играми.
А что в конце
Вероятнее всего, Tencent и Logitech решили войти в рынок стриминга игр с бюджетного, казуального конца. Они предоставят игрокам портативное Android-устройство с отдельной батареей и встроенным геймпадом. Это позиционируется как альтернатива смартфонам. «Серьезный» облачный гейминг пока что остается прерогативой Google, Nvidia, и пытающегося угнаться за ними Amazon.
За кем из них будущее — пока что неясно. Облачный гейминг будоражит воображение по очевидным причинам, но и натыкается на совершенно базовые препятствия. Завтра мы, скорее всего, еще не будем стримить все игры в мире себе прямо на дешевую звонилку.
Послезавтра — кто знает?